Вернуться в блог
Статья

Интервью для Национального Совета Медицинского туризма РФ. 16.06.2019

Евгений Чернышев, президент Национального Совета Медицинского туризма РФ провёл интервью с экспертом-практиком, участником въездного рынка медицинского туризма Республики Беларусь.

Владислав Евгеньевич Андросов

  • Основатель и директор Med Travel Belarus
  • Управляющий партнер сети стоматологических клиник KANO
  • Магистр туризма и культурного наследия.
  • Сертифицированный эксперт американской Ассоциации медицинского туризма (MTA)

? Евгений Чернышёв: Владислав, с чего и когда начался медицинский туризм в Республике Беларусь?

? Владислав Андросов: Медицинский туризм в Республике Беларусь начинался в первую очередь со спроса. То есть с интереса граждан СНГ, в частности граждан РФ, к оздоровительному туризму. Начиная приблизительно с 2004 года санаторно-курортные учреждения Беларуси стали приобретать популярность у гостей из близлежащих стран. Постепенно к 2007-2008 году этот интерес так же начал распространяться на медицинские услуги, особенно на массовые медицинские направления, такие как стоматология, офтальмология, пластическая хирургия и косметология, диагностика.

К 2010 году стало понятно, что случаи обращения иностранных пациентов в белорусские клиники носят системный характер, спрос растет в основном благодаря положительным отзывам и сарафанному радио. Растут доходы от экспорта услуг.


Возвращаясь на 10 лет назад, можно с уверенностью говорить о том, что главным драйвером интереса к белорусской медицине были выгодные цены, значительно более привлекательные, чем цены в клиниках РФ, Прибалтики.


В то же время, на мой взгляд, даже при крайне выгодных ценах, медицинские услуги не могут иметь успех у медицинских туристов, если качество их оказания находится на посредственном уровне. То есть, даже в случае, если медицинская услуга стоила бы пациенту в 10 раз дешевле, но имелся негативный окрас самой процедуры или последствий её оказания, ни один здравомыслящий человек не захотел бы рисковать самым ценным, что у него есть – здоровьем.


Соответственно, уже с того времени, мы можем прослеживать тенденцию к проявлению позитивных эмоций у иностранцев, при «взгляде» на белорусскую медицину. Такие ассоциации как «надежная», «качественная», «доступная», «честная», «не коррумпированная» становятся фундаментом для построения мощного бренда страны с высоким уровнем оказания медицинской помощи.


Весной 2018 года мы проводили собственное исследование на тему того, почему иностранцы выбирают белорусскую медицину.
Исследование получило довольно широкий резонанс в белорусских СМИ. Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться на нашем сайте — http://medtravelbelarus.com/statji/issledovanie/

? Евгений Чернышёв: Какие законодательные инициативы правительства в области поддержки и регулирования экспорта медицинских услуг оказались успешными и своевременными, а какие — нет?

? Владислав Андросов: Сразу хотелось бы отметить, что за 8 лет работы на рынке белорусского въездного медицинского туризма негативных законопроектов, отрицательно повлиявших или затормозивших развитие отрасли, нами замечено не было.

Успешное взаимодействие между ответственными ведомствами, пожалуй, является одним из важнейших факторов благополучной разработки и внедрения конкретных законопроектов, направленных на развитие новой отрасли.

В случае Беларуси, подписанное в 2010 году соглашение между Министерством спорта и туризма и Минздравом о совместной работе в сфере медицинского туризма стало отправным пунктом для развития всей индустрии.

Ключевую роль в законодательном регулировании сферы медицинского туризма сыграли 2 документа, в частности Постановление Минздрава РБ от 16 июля 2010 №752 г. «Об организации экспорта медицинских услуг», где была утверждена рекомендуемая форма договора комиссии между учреждением здравоохранения и агентствами, уточнен лимит комиссионных вознаграждений, разграничена ответственность за прибывающего на лечение иностранного пациента и т.д.

Постановление Коллегии Минздрава РБ от 24.10.12 №18.4 «О развитии экспорта медицинских услуг организациями системы Минздрава», где в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года №136 «Об утверждении программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 года» была поставлена цель за 5 лет увеличить доходы от экспорта медицинских услуг в 3,5 раза и в 2015 г. получить выручку не менее 32 млн. долларов США.

В постановлении обозначен ряд мероприятий, нацеленных на достижение поставленных целей, в том числе организация рекламной деятельности, пересмотр тарифов для иностранных граждан, особое внимание отдельным направлениям – стоматология, офтальмология, наркология, гинекология, урология, мотивация медицинского персонала при работе с иностранными пациентами и др.

? Евгений Чернышёв: Прислушивался ли Минздрав РБ на раннем этапе развития рынка к частному сектору.

? Владислав Андросов: Здесь сложно дать однозначный ответ, т.к. индустрия в начале 10-х годов только зарождалась и как таковых квалифицированных специалистов в сфере медицинского туризма попросту не было. На тот момент логически мы понимали, что ориентация в основном должна быть на опыт рынка северной и центральной Америки, который с одной стороны мог стать прообразом модели развития отечественного мед туризма. Но, с другой стороны, и отличия могли быть кардинальными, в виду значительных различий в менталитете граждан наших регионов.

Поэтому брать и копировать их опыт стало бы, скорее всего, не верным решением. Ключ был в том, чтобы изучать зарубежный опыт и накладывать его на белорусские реалии. В принципе, ответственные специалисты ведомств этим и занимались. Частный рынок, со своей стороны, мог давать какие-то комментарии. Понимание же основных проблемных моментов, изменение которых положительно скажется на развитии отрасли было идентичным.

? Евгений Чернышёв: Вы бываете на российских выставках по медицинскому туризму, например, MedTravel EXPO. Приходится ли слышать терминологию из медицинского туризма, отличную от той, которая используется на белорусском рынке?

? Владислав Андросов: Из нашего опыта вытекает в первую очередь четкое разграничение понятий оздоровительного и медицинского туризма, к чему мы так же призываем коллег из РФ. Ведь нужно понимать, что оздоровительный сектор чаще направлен на лечение хронических недугов, предупреждение развития заболевания в хронические стадии, восстановление после болезней. В то время как медицинский туризм это в подавляющем числе случаев история про оперативное лечение, реабилитацию и другие клинические протоколы лечения. Чаще всего требующие госпитализации и пребывания пациента как минимум несколько дней в стационаре.

К тому же организация оздоровительного тура в большей степени похожа на туроператорскую-турагентскую деятельность, где туристу предлагается поездка на конкретное количество дней, в номер определенной комфортности, с конкретным набором лечебных процедур, питанием и досугом. Таким образом мы имеем продукт, который формирует санаторий. Туроператора, выкупающего блок мест и организующего логистику. И турагентов, перепродающих готовые туры физическим лицам.

В медицинском туризма реализация подобных схем практически невозможна, в виду сложности и неоднозначности самого продукта – медицинской услуги. Которая не может быть полностью стандартизирована, в виду значительного различия в исходных клинических данных каждого пациента. Соответственно, требующая предварительного дистанционного обследования докторами клиники, где пациент планирует проходить лечение (изучение медицинской документации, связанной с диагнозом, снимков, томографий и т.д.).

Исходя из различия в обозначенных видах туризма, еще в самом начале своей деятельности, мы решили сфокусироваться непосредственно на медицинском туризме. Что всегда подчеркиваем при общении с потенциальными партнерами – клиниками.

В свою очередь, деятельность компаний, занимающихся въездным, выездным или внутренним медицинским туризмом определяется как медицинский туроперейтинг. А сами компании являются операторами медицинского туризма. Такая классификация является на наш взгляд максимально корректной, так как более полно определяет функции компании.

Возвращаясь к вышеописанным туроператорам и турагентам, где первые занимаются формированием тур продукта — проживание, логистика, трансферы, экскурсии, визовая поддержка, а вторые перепродают готовые пакеты и получают с этого небольшую комиссию. Медицинские операторы аналогично туроператорам формируют продукт, причем индивидуально для каждого пациента – выясняют детали заболевания, запрашивают нужную медицинскую информацию, прорабатывают её совместно с профильными докторами, составляют программу и график лечения, резервируют койки/операционные блоки в клиниках, помогают с размещением сопровождающих лиц, могут организовать переводчика и оказать визовую поддержку.

Также, если ориентироваться на зарубежный опыт, в англоязычных СМИ регулярно встречается термин “Medical tourism facilitator”. Слово «Facilitator” в значительно большей степени соответствует переводу «оператор», нежели «агентство».

? Евгений Чернышёв: Какие виды поддержки оказывает Минздрав Республики государственным и частным ЛПУ?

? Владислав Андросов: Гос клиники Республиканского значения, так называемые РНПЦ (Республиканские научно практические центры), которых в Беларуси насчитывается 19 находятся в прямом подчинении Минздрава. Городские больницы подчиняются городским комитетам здравоохранения. Областные – областным. Районные – районным. Просто что бы было лучше понятно.

Соответственно, на большую часть клиник Минздрав влияет через нормативно правовые акты. Поддержка в большинстве своём выражается в обозначенных выше НПА. Их можно легко найти в Интернете и ознакомиться подробнее.

Что касается РНПЦ, поддержка оказывается не конкретно в целях развития мед туризма, а в первую очередь в целях улучшения качества оказываемой медицинской помощи белорусским гражданам. Безусловно, это даёт улучшение условий лечения и для иностранцев.

Что касается частных клиник, то здесь опять же в большей степени значение имеют НПА направленные на регулирование деятельности частных медицинских центров. Определенные нормы оказывают косвенное влияние на оказание услуг в том числе и иностранцам.

На мой взгляд, на сегодняшний день мы не имеем каких-либо законодательных барьеров для реализации своей деятельности. Ключевое значение в успехе имеют навыки, предприимчивость, коммуникабельность, профессиональный рост, знания в сфере маркетинга, непрерывное самообразование. Все в наших руках, так сказать.

? Евгений Чернышёв: Какой расклад по странам-донорам?

? Владислав Андросов: Точную статистику по географии пациентов на республиканском уровне лучше запрашивать официально в Минздраве. Я комфортнее чувствую себя, оперируя нашими внутренними статическими данными.


На вторую половину 2018 года топ 5 стран-доноров у нас выглядит так
РФ
Украина
Латвия
Литва
Русскоговорящие эмигранты из СНГ (разные страны, в основном США, Канада, Европа)

? Евгений Чернышёв: Статистику по количеству собирает Минздрав только с государственных ЛПУ?

? Владислав Андросов: Да, Минздрав собирает статистику в первую очередь с РНПЦ. Кроме того, Минздрав ведет статистику количества пациентов, направленных операторами в РНПЦ. В свою очередь комитет по здравоохранению г. Минска ведет статистику пациентов, направленных операторами в клиники г. Минска. Эти данные для нас являются ключевыми, т.к. основной поток пациентов распределяется по городским клиникам города Минска. В 2015,2016,2017 гг мы были лидерами среди 15-20 белорусских агентств, учитываемых в данной статистике.
По частным клиникам статистику по объему услуг, оказываемых иностранным гражданам, собирает Национальный статистический комитет. Частные клиники регулярно сдают соответствующие отчеты. Этой статистике можно верить, так как подход к ее сбору хорошо отлажен и постоянно контролируется.

? Евгений Чернышёв: Чего не хватает РБ, что бы кратно увеличить приток пациентов?

? Владислав Андросов: Не хватает проблем, связанных с доступностью, качеством, стоимостью медицинского обслуживания в соседних странах. Да да, именно эти факторы я считаю ключевыми в росте числа иностранных пациентов приезжающих в Беларусь или в любую другую страну на лечение. Ведь, чем лучше ситуация со здравоохранением в стране проживания, тем меньше вероятность того, что человек предпримет попытку лечения за границей. И никакой маркетинг, сертификации, аккредитации и другие инициативы в такой ситуации значительного успеха не принесут.

Тем не менее, конечно, есть и внутренние факторы, которые можно оптимизировать в Беларуси с целью увеличения потока иностранцев на 20-30%, но не кратно.
Введение безвизового режима для граждан, пересекающих границу Беларуси наземным транспортом. Эта инициатива вероятнее всего будет реализована в течении ближайшего года, когда РБ и РФ начнут признавать визы друг друга. Буквально сейчас в прессе есть свежая информация о работе наших стран над данной инициативой.

Владение иностранными языками, в первую очередь английским, среднего медицинского персонала, обслуживающего персонала. В целом повышение уровня знаний языков у граждан страны.

Налаживание работы с международными страховыми компаниями, крупными зарубежными работодателями. Здесь важным будет получение аккредитаций, таких как JCI, GHC или Temos учреждениями здравоохранения.
Выработка конкретных мер для стимулирования работы с зарубежными операторами медицинского туризма, в частности по вопросу размера комиссионных вознаграждений.

? Евгений Чернышёв: Расскажите про Ваш бизнес

? Владислав Андросов: В 2015 году, после 5 лет работы на операторском рынке, мы реализовали план организации собственной стоматологической клиники. Идея заключалась в том, чтобы реализовать весь опыт и ценности, которые мы накопили в процессе ежедневной работы с иностранными стоматологическими пациентами, на базе собственной площадки. У нас было четкое видение как должны обслуживаться иностранцы, как должен быть организован весь процесс начиная от первого звонка пациента и заканчивая фоллоу апом после его отъезда. Наличие полноценного, опытного отдела сопровождения в данной ситуации так же было большим плюсом.

Время показало, что мы оказались правы в своих суждения. В 2016 и 2017 наша сеть расширилась еще 2 клиниками и на сегодняшний день мы являемся одной из крупнейших стоматологических сетей в Республике, демонстрируем отличные показатели по экспорту, принимаем пациентов со всего мира, оказываем услуги действительного мирового уровня за доступные деньги. Например, конкурируем с несколькими клиниками в мире по направлению скуловой имплантация с применением имплантов Zygomatic, для пациентов с острым дефицитом костной ткани в верхнечелюстном отделе — https://kano.by/uslugi/skulovaya-implantacziya/

В тесном взаимодействии международного отдела клиники и сотрудников Med Travel Belarus разрабатываются совместные акции, направленные на улучшение обслуживания иностранцев, посещения ими дополнительных специалистов (при необходимости), дополнительных обследований, анализов и тд.

Довольно частой историей сегодня являются комбинированные медицинские туры, когда пациент приезжает на неделю, проходит обследование, устанавливает импланты и проводит операцию у пластического хирурга или офтальмолога. Через 3-6 месяцев приезжает на второй этап протезирования, размещается в санатории, посещает контрольные визиты у смежных докторов.

Или же однодневные консультативные туры, когда за 1 день мы организуем полноценную консультацию по стоматологии (консилиум нескольких докторов, со всеми необходимыми исследованиями), выдаем детальный план лечения с калькуляцией стоимости и сроков лечения.
Далее, в этот же день отвозим пациента на консультацию к 1-2-3 пластическим хирургам, что бы он мог получить несколько мнений и вариантов решения своей проблемы. Вечером отвозим в аэропорт. В 80% такие пациенты возвращаются к нам уже для реализации полученных планов лечения.

⚠ Евгений Чернышёв: Владислав, благодарим Вас за такие развернутые ответы. Для меня было большой удачей получить такое подробное интервью! Удачи Вам в развитии Вашего бизнеса!